Работа с детьми "группы риска"

Челябинская область г. Еманжелинск

МОУСОШ №11                                                

 

Работа с детьми "группы риска"

+Основные направления работы с "трудными" учащимисяT

     I. Изучение "трудных"

 

     1. Выявление "трудных" школьников  6 класса, составление карточек на каждого из них с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения,

 

класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

 

     2. Проведение  анкеты  "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

 

     3. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

 

     4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

 

     5. Изучение  полезных интересов,  способностей и профессиональных намерений.

 

     II. Реализация личностного подхода.     

 

     1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, пони-

 

мать, принимать, верить в нее.

 

     - Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

 

     - говорить с трудным как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

 

Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

 

     2. Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

 

     - Предоставлять  трудному возможность проявить себя с положительной стороны,  скомпенсировать его недостатки выявлением  положительных

 

сторон;

 

     - организовать переубеждение на его собственном опыте.

 

     3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;  Понимать причины детского незнания и неправильного поведения

 

и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

 

     Предъявляя требования к  трудному,  нельзя  угрожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

 

     - быть искренним,  не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

 

     4. Организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

 

     Вызывать, искать все положительное в трудном,  опираться,  делать ставку на его проявление;

 

     - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

 

     5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

 

     - Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

 

     - вовлекать  и включать трудного в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

 

     6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для

 

своих воспитанников.

 

     - Влиять на трудного прежде всего примером  собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

 

     - беречь ребячьи тайны, не предавать их;

 

     - требовать от себя больше, чем от окружающих.

 

   

 

+Планирование работы классного руководителя c "трудными" учащимися:

 

     .

 

      Задачи воспитательной работы.

 

     Воспитание у "трудных" наблюдательности,  добросовестности,  бодрости,  способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзыв-

 

чивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

 

     С "трудными" детьми вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной

 

деятельности, дружбе с одноклассниками.

 

     3. Разделы плана.

 

     а) Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания  (по  Кочетову);  направление  коллективного воздействия на детей,имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: поз-

 

навательную,  игровую,  общественно полезную;  коррекция форм общения, поведения,  формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с

 

вредными привычками.

 

     б) Деятельность детей,  направленная на  вовлечение  "трудных"  в КТД, классное самоуправление и т. д.

 

     в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями.  Оказание педагогической помощи родителям, их детям -

 

учебной помощи,  контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса" школы.  Темы бесед и консультаций:  "Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в соз-

 

дании положительного микроклимата в семье",  "Дети и деньги", "Детская ложь" и др.

 

     

 

     Задачи воспитательной работы.

 

     Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания.  Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспи-

 

танности "трудных".  Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

 

     Знакомство с правовыми нормами поведения.  Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов.  Борьба с вред-

 

ными привычками.

 

     4. Разделы плана.

 

     а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

 

     б) Организация  самопознания  и самовоспитания "трудных" подрост-

 

ков.

 

     в) Определение  форм индивидуальной помощи,  выявление пробелов в знаниях и способов их  ликвидации,  поднятие  престижа  и  уважения  к "трудным"  через систему посильных поручений.  Организация медицинской

 

помощи,  включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия.

 

     Педагогические консультации по теме:  "Ваш беспокойный  ребенок",

 

"Семейные проблемы",  круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.

 

     г) Совместная работа с семьей,  обществен-

 

ностью и правоохранительными органами.

 

     

 

     Важнейшими задачами воспитательного плана с подростками группы иска  являются:  перестройка отношений "трудного"  подростка

 

(снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду),  перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (пре-

 

образование форм взаимодействия коллектива  и  личности,  формирование коллективных мнений о подростке,  оценочных суждений о нем;  включение

 

"трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).

 

     3. Разделы плана.

 

     а) Работа  с  коллективом учащихся по реализации целевых Программ

 

"Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество",  "Безопасное  поведение",  направленных на расширение

 

культурного кругозора,  воспитание ответственного отношения  к  жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения,  организацию самопознания и самовоспитания, самореали-

 

зации.

 

     б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезные

 

дела:  в  чередование творческих поручений,  КТД "Истина",  "Красота",

 

"Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".

 

     в) Индивидуальная работа.  Работа по  преодолению  эгоистичности, лености  и лживости - главных .

 

 

 

   

 

+Организация помощи "трудным"  Организация личности "трудно-

 

го" ребенка.

 

     1,2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках

 

"трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи

 

и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

 

     3. Забота об укреплении положения детей  в  классном  коллективе,

 

организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

 

     4. Формирование положительной Я -  концепции.  Создание  личности

 

обстановки  успеха,  одобрения,  поддержки,  доброжелательности анализ

 

каждого этапа,  результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

 

     5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника.

 

Учить их понимать ребенка,  опираться на его  положительные  качества,

 

контролировать его поведение и занятия в свободное время.

 

                   Организация медицинской помощи

 

     1. Проведение  систематического  диспансерного  осмотра  детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики  отклонений  от  нормального поведения,  причин психофизиологического, неврогенного харак-

 

тера.

 

     2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

 

     3. Предупреждение привычек к курению,  влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

 

     4. Половое просвещение "трудных" подростков.  Решение проблем половой идентификации.

 

                  Организация психологической помощи

 

     1. Изучение  психологического  своеобразия  "трудных" подростков,

 

особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к

 

учению,  волевого развития личности,  профессиональной направленности,

 

недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

 

     2. Выявление  проблем  семейного воспитания:  не отреагированность чувств и  переживаний  родителями,  неосознанная  проекция  личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

 

     3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

 

     4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с  целью  помочь  им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

 

     5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

 

         Организация свободного времени "трудных" школьников

 

     Свободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя

 

и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламен-

 

тированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.

 

Количество  свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается  неумение  "трудного"  рационально  использовать свое свободное

 

время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности.

 

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации,

 

планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться

 

поставленной цели.

 

     1. Изучение интересов и способностей детей.

 

     2. Вовлечение "трудных" в  кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

 

     3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

 

     4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).  По необходимости помочь  в  переориентации

 

интересов.

 

     5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

 

     6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,  сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей  

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".